Индекс нагрузки шин – показатель, который характеризует прочность шины (имеется в виду предельная масса, которую маркируемая шина может выдержать).
Важно! На деле все несколько сложнее, показатель зависит еще от нескольких переменных (скорости движения транспортного средства, давления в самой шине).
Кроме того, в различных инструкциях, на форумах, среди профессионалов и любителей скорости можно встретить названия «индекс грузоподъемности», или коэффициент нагрузки.
По-английски термин звучит как «loadindex», то есть, дословно – «индекс загрузки». Под всеми этими словосочетаниями подразумевается именно это – насколько сильно (по разным статьям) нагрузить резину Вашего стального товарища, чтобы это было безопасно как для резины, так и для Вас.
Показатели индекса нагрузки шин
Индекс нагрузки шин – очень важный параметр, правильно его подобрать – значит обеспечить хорошее сцепление с дорогой, уверенность, безопасность и комфорт для себя и других.
Для коэффициента используется цифровое обозначение – числа от нуля до двухсот семидесяти девяти (0-279). Различаются индексы для грузовых и легковых авто – чем тяжелее сам транспорт, и его потенциальный груз, тем больше индекс.
Кроме того, шины с повышенным индексом используют в экстремальных дорожных условиях либо на повышенных скоростях. Но производители шин чаще всего расшифровывают этот параметр после слова «MAXLOAD» — все та же «максимальная загрузка».
Чаще всего индекс нагрузки шин изображается на внешней боковой стороне шины в виде рельефа – вместе с моделью, габаритами, сезонностью, другими параметрами, и – в большинстве случаев – фирменным знаком изготовителя.
Максимальная нагрузка может быть указана в килограммах и фунтах (либо иных единицах измерения, в зависимости от страны производства).
Если на шине стоит маркировка ZR – индекс грузоподъёмности можно на ней не искать (шину изготовили для целей, отличных от перевозки грузов и пассажиров), а чтобы узнать предельную нагрузку, необходимо следовать рекомендациям изготовителя — большинство из них создают рекомендации в виде специальных таблиц или графиков, позволяющие узнать предельную весовую нагрузку.
Интересно! Естественно, чем выше коэффициент нагрузки, тем жестче резина и толще, грубее сама шина.
Поэтому важно подобрать правильные шины для каждого конкретного случая – подвеска грузового автомобиля рассчитана на жесткие шины, для легкового нужны более мягкие – меньше будет расход топлива и дольше проживет ходовая часть.
Более легкие шины, изготовленные для легковых автомобилей, естественно, проще и быстрее изнашиваются. Здесь следует учитывать рекомендации производителя автомобиля, и параметры массы автомобиля.
Важно! Про сезонность не стоит даже говорить – думаю каждому известно, что не стоит выезжать из гаража на летней резине зимой.
В таблицах, используемых для определения индекса нагрузки, под заголовком «LI» скрывается величина индекса нагрузки, а под заголовком «Kg» — допустимая максимальная нагрузка шины в килограммах, соответствующая значению индекса нагрузки.
Индекс нагрузки шины можно легко найти на маркировке между ее размером и индексом скорости шины, обозначаемым латинской буквой. Пример маркировки шины: 225/45ZR17 91W, где индекс нагрузки шины – 91.
При помощи таблицы несложно определить максимально возможную (безопасную) нагрузку на такую шину (615 кг).
На шинах для грузовых автомобилей можно увидеть два значения индекса нагрузки, указанные через «/», потому как грузовые автомобили обычно оснащаются двойными колесами — двойное значение индекса указывает индекс нагрузки при использовании как одинарных, так и спаренных шин на автомобиле, и это единственное отличие коэффициента нагрузки грузовых шин от легковых.
Первое значение указывает индекс нагрузки при установке одной шины, а цифра после дроби – при установке шин парами, индекс нагрузки на каждое колесо.
Чтобы подобрать нужную резину, автолюбители часто прибегают к такому способу: разделить массу автомобиля плюс массу потенциального груза на количество колес и определить по таблице индекс нагрузки.
Как определить индекс нагрузки шин на примере внедорожника Renault Duster?
При параметрах: масса — 1830 кг и максимальная грузоподъемность – 415 кг, масса снаряженного автомобиля равна 2245 кг. Если это число разделить на 4 (количество колес) – получится 561 килограмм 250 грамм. В таблице такой массе соответствует индекс 89.
Казалось бы – все легко, но такой простой способ не следует использовать при реальном выборе шин для машины, это – опасная ошибка. Масса автомобиля распределяется на оси неравномерно, а потому необходимо прибавлять к рассчитанной массе от 30 до 40 процентов.
Если накинуть 35 процентов на 561 килограмм 250 грамм, получится 757 килограмм и почти 700 грамм – коэффициент нагрузки изменится на десять пунктов.
Избежать прочих неприятностей при выборе шин «по своему расчету» невозможно, слишком большое количество воздействий испытывает на себе колесо, поэтому слепой, механический перерасчет в сторону увеличения жесткости шин приведет, скорее всего, к убитой раньше срока подвеске, и запредельным (хоть на первый взгляд и не очень заметным) расходам бензина.
И это – в лучшем случае, в худшем шина лопнет на ходу, что может привести к катастрофе Вас, Ваших пассажиров, и совершенно незнакомых людей, просто проезжавших мимо.
Интересно! Никто не стремится умалить Ваши таланты и знания автомобиля, но, с другой стороны, никто лучше, чем производитель, не знает больше о различных факторах.
По этой причине – не нужно считать индекс самостоятельно для практических целей (только в качестве теоретического изыскания). У того же «Дастера» в справочнике подбора шин указан рекомендуемый индекс от 100 до 102 (при том что мы нашли максимально близкий к этой цифре коэффициент — 98). Устанавливать на автомобиль шины с индексом нагрузки меньше необходимого – по меньшей мере, безответственно.