Как проверить и измерить разболтовку колесных дисков?

Реклама

То, что называют коротким, немного жаргонным словом «разболтовка», это просто-напросто схема крепления колеса к ступице. Это очень важный показатель, который подразумевает множество нюансов.

Их все надо учесть, если вы решились поменять диски колес на новые. Особенно — на «неродные».

Делают это по самым разным причинам. Чтобы увеличить проходимость автомобиля, немного расширить колесную базу и придать машины более агрессивно-спортивный вид, поставить низкопрофильную резину.

Наконец, просто «для дизайна» или потому, что «родных» колес именно к вашему авто почему-то не достать… Или вы решили поставить, к примеру, диски Ford на свою «Ниву».

Важно! Все тонкости разболтовки напрямую влияют на комфорт, долговечность подвески автомобиля и безопасность движения на нем.

Размер не важен, важна только точность!

Колесные диски крепятся к ступице винтами или, для легкосплавных моделей, шпильками. Основной параметр, от которого зависит разболтовка колесных дисков, это количество крепежных отверстий и радиус окружности, на которой они расположены.

Разболтовка колесных дисковНапример, мы приходим в автомагазин и видим на колесных дисках, которые нам приглянулись, маркировку «5х130». Что это значит? Это значит, что имеется пять крепежных отверстий, которые расположены на окружности, равной 130 мм. Этот параметр называется PCD.

Если у вас нет информации, какая разболтовка, — то есть, значение PCD у колес вашего автомобиля, это нетрудно определить самому. Например, у вас Ford Mondeo.

Колеса крепятся четырьмя болтами. Вам надо сначала просто измерить штангенциркулем расстояние между краями противоположных отверстий. Теперь вы хотите получить значение расстояния между центрами этих отверстий.

Для этого нужно измерить диаметр одного крепежного отверстия. А потом из первого числа вычесть второе.

Теперь, допустим, у вас тот же Ford Mondeo, но другой модификации. Его колесо крепится пятью болтами.

Важно! В этом случае значение PCD можно вычислить по формуле. Нужно измерить расстояние между краями соседних отверстий, а потом полученное значение умножить на специальный коэффициент.

Вообще-то этот коэффициент, чисто производственный показатель. Это алгоритм расчета технологических размеров. Поэтому, например, для четырех отверстий он будет равен 1,414.

Такие числа, с тремя знаками после запятой, вполне оправданы. Дело в том, что отверстия под крепление в колесном диске делается «с запасом». Оно, если посмотреть, гораздо больше, чем диаметр крепежного болта.

Разболтовка колесных дисковВ свою очередь, у крепежных болтов нижняя часть головки выполнена конической — или сферической формы. А не плоской, как обычно! Это позволяет точно центрировать колесо при его установке и затяжке креплений.

Кстати, их форму тоже надо учитывать, подбирая крепеж под новые диски.

Но значение PCD надо определять предельно точно! Например, для некоторых моделей «Киа» оно указывается с точностью до десятых долей миллиметра: 5х114,3.

Интересно! Бывает, эти значения отличаются всего на два миллиметра. Например, на ступицу своего «рено» с PCD 4х100 мы решили поставить колесный диск 4х98.

Если просто прикрутить его, то полностью на свое посадочное место сядет только один болт. Диск окажется неотцентрованным. Это вызовет его биение при езде и, как результат, быстрый износ подвески и даже рулевого управления.

Можно затягивать крепежные болты постепенно, приемом «крест» или «звездочка». При достаточной сноровке колесо можно практически идеально выровнять.

Как измерить разболтовку колесных дисковДругой вопрос, что абсолютно плотно в крепежных отверстиях болты сидят теперь только своими внешними сторонами. Каких последствий от этого для состояния автомобиля и спустя сколько времени ожидать? С абсолютной точностью этого вам не скажет никто…

Существуют специальный таблицы, по которым выполняется разболтовка колесных дисков. Таблица совместимости дает информацию по значениям PCD и другим базовым параметрам колес для большинства наиболее известных моделей автомобилей.

Например, смотрим: Ford Maverick, значение PCD 5х114,3. Точно такое же у Kia Opirus. Но тут указаны и другие параметры. Так подойдет или нет?

Автомобиль, это единое целое!

Другой важный параметр колесного диска, по которому определяется разболтовка, это DIA. То есть – диаметр ступичного отверстия. Смотрим в таблице. Наш Ford имеет DIA равным 70,3 мм., а Kia – 67,1.

Хотя PCD у них одинаковы и крепеж колес тоже: М12х1,50. Но поставить колесные диски, предназначенные для этой модели Ford, на данную Kia мы теоретически можем, а вот наоборот – нет!

Автомобиль, это единое целоеХотя то же значение PCD может отличаться даже у разных модификаций одной и той же модели. Например, как уже говорилось, Ford Mondeo может иметь PCD как 5х108, так и 4х108. При одном и том же значении DIA и крепежа.

Дальше идет параметр ET. Это так называемый «вылет колеса». То есть, расстояние в миллиметрах между плоскостью контакта колесного диска и посадочного места на торце ступицы – с воображаемой плоскостью, которая проходила бы посередине обода диска.

Если попросту, этот параметр показывает, насколько глубоко колесный диск будет «утоплен» под крылом – или насколько далеко будет выступать наружу.

Параметр ET может быть положительным. Тогда колесо глубоко сидит под крылом. Это позволяет, например, поставить вместо стандартных – более широкие колеса.

Интересно! Может быть отрицательным. Тогда посадочное место выглядит глубоко утопленным в колесе, а само колесо как-бы выпирает наружу.

Такие диски, как правило, используют, чтобы создать спортивный стиль своего автомобиля. И наконец, ET может быть нулевым. То есть, «всё, как обычно»… При выборе колесных дисков этот параметр надо учитывать.

Например, позволит ли конструкция автомобиля «заглубить» под крыло более широкие колеса? У моделей Ford и Kia, о которых шла речь, этот показатель 50 и 41 соответственно.

И, при использовании штатных дисков, 9 миллиметров, это некритично. То есть, с учетом DIA, колесных диски от Ford Maverick мы вполне можем поставить на Kia Opirus.

Параметр колесного дискаЕще два важных параметра колесных дисков, это монтажный диаметр и ширина обода. От них зависит не только то, резину какого «формата» мы можем поставить.

Например, если мы выбираем «экстремальные» диски, то они могут просто конструктивно не подойти автомобилю, даже если остальные параметры совпадают.

Конструкция подвески, тормозной системы, кузова автомобиля рассчитывается с учетом использования штатных дисков.

Поэтому всего пять миллиметров разницы параметра ET у двух модификаций Ford Mondeo теоретически могут превратиться в проблему при попытке надеть на ступицу какой-то уж очень особенный «экстрим».

Можно, если осторожно

И всё равно «неродные» и абсолютно экстремальные диски на свои авто люди ставят! Для этого используются специальные проставки.

В зависимости от конструктивного решения, они позволяют скомпенсировать несовпадение значений PCD в несколько миллиметров и незначительные различия других параметров.

Экстремальные дискиНапример, уменьшить вылет. А чтобы скомпенсировать различие в DIA применяются специальные центровочные кольца.

Собственно, проставка – это типичный переходник. Если такой переходник рассчитан и изготовлен грамотным мастером, то его возможности довольно широки.

Например, теоретически вполне реально использовать проставки, чтобы поставить на тот же Ford Mondeo с PCD 4х108 колесные диски 5Х108. Или чтобы расширить колесную базу.

Важно! Правда, основную роль тут будут играть всё же более широкие колесные диски. Проставки понадобятся, чтобы этим дискам не мешали, например, элементы подвески.

Хотя на форумах в Интернете есть мнение, что толщина проставки не может быть больше пяти миллиметров. Но думается, что люди просто думают привычным для них образом.

Ведь переходник, он на то и переходник, чтобы заставлять органично взаимодействовать вроде бы несовместимые изначально узлы.

Главное, чтобы он был грамотно рассчитан и изготовлен. И чтобы все изменения согласовались с другими конструктивными особенностями автомобиля.

Добавить комментарий